"Устами младенца"
(соревнование по физике и математике для учеников 10 класс)
Мир детства – самый лучший мир,
Наивный, добрый и счастливый,
Ребенок хочет быть большим,
Стремится жить во взрослом мире.
Я знаю, я была такой,
Была, была, была когда-то,
Но я шагнула в мир иной,
Оттуда нет уже возврата.
Там все не так, жестока жизнь,
Там много фальши и разврата,
Хочу назад, в свой детский мир,
Забыть про все была б я рада.
И окунуться с головой
Наивно в детскую мечту,
Которой нет теперь со мной,
Которую я не найду.
I. Представление команд
(Две команды по пять человек).
Каждая команда рассказывает интересный случай из своей жизни (устами младенца).
II. О чем идет речь?
Каждой команде по очереди дается подсказка одного физического понятия. С какой подсказки угадаете – отвечайте.
1 подсказка – 15 очков, со 2 подсказки – 10, с 3 подсказки – 5 очков.
Подсказка
1). Нечто, существующее независимо от нас.
Вещество – это одна из форм ее существования.
Покупают для пошива платья.
Ответ: материя.
2) Прозрачен, бесцветен, легок.
Водород, кислород, неон.
Еще одно название машины "Волга”.
Ответ: газ
3) Бывает в предложении, на карте. У некоторых бывает на лице, в тетради.
Это основная геометрическая фигура.
Ставится в конце предложения.
Ответ: точка
4) Обладают хорошей теплопроводностью.
Хорошо проводят ток.
Железо, алюминий, сталь.
Ответ: металлы
5) Борщ со сметаной.
Чай с сахаром.
Взаимное проникновение соприкасающихся веществ.
Ответ: диффузия.
6) Детская игрушка.
Одно из чудес света- гробницы египетских фараонов- царей.
Геометрическое тело- многогранник.
Ответ: пирамида.
7) Прямой, ровный.
Бывает длинный и короткий.
Имеет начало и конец.
Ответ: отрезок.
8) Бывает у дома, у шкафа, у парты.
Там иногда находятся дети. Я там тоже бываю. Об него можно удариться и получить синяк.
Фигура, которая состоит из точки (вершины угла) и двух различных полупрямых.
Ответ: угол
III. Объяснялки
Нужно отгадать одно слово с двух попыток.
С 1-й попытки команда получает 10 очков, 2-й – 5 очков.
ТРЕУГОЛЬНИК
- Это я беру с собой в школу. Им я пользуюсь на уроках. Бывает нескольких видов.
- Стороны у него не всегда равные, используют при построении перпендикуляров.
МОЩНОСТЬ
- Важнейшая характеристика всех двигателей. У КамАЗа больше, чем у ВАЗа.
- Скорость выполнения работы.
РАБОТА
- Совершается при движении тела под действием силы.
- Она и мучает, и кормит, и учит. Она не волк, в лес не убежит.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ
- Их я видела, когда ездила на электричке, у меня на парте тоже есть.
- Они не пересекаются.
ПЛОЩАДЬ
- Узнают, когда получают квартиру. Если большая, то радуется.
- Можно найти у прямоугольна, треугольника…
IV. Быстрота мышления
Участвуют обе команды одновременно.
Угадайте, о какой физической или математической величине или явлении идет речь? (15, 10, 5 баллов)
1. Причина изменения скорости тела.
Основная физическая величина во 2 законе Ньютона.
Это есть, ума не надо.
Ответ: сила.
2. Для его измерения используется повторяющийся физический процесс.
Основная единица измерения – секунда.
Делу это… - потехе час
Ответ: время
3. Действует на дно и стенки сосуда.
Это нужно, чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой.
Часто "скачет” у пожилых людей.
Ответ: давление.
4. Она названа по фамилии учёного.
В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства, а потом снова в школе её изучают.
Её нужно доказывать. Хотя над самим ученым часто смеются, говоря, что у него штаны во все стороны равны.
Ответ: Теорема Пифагора
5. Это такая штука, в которой что- то не знаешь, а потом вдруг узнаешь.
Иногда задачи решаются только с его помощью.
Я не знаю есть ли у него листья, но корни у него есть. Может один, а может и больше. И только у некоторых нет и корней.
Ответ: Уравнения
6. Явление сохранения скорости тела.
Учитывается при торможении.
Из-за нее я много раз разбивала себе нос.
Ответ: инерция.
7. Мера инертности тела.
Основная единица измерения – килограмм.
У бегемота больше, чем у ослика.
Ответ: масса.
8. Это геометрическая фигура.
Она может быть спасательным.
Это часть плоскости, ограниченная окружностью.
Ответ: круг.
9. Бывает у людей, у домов, у домов, у фигур,
Может быть и маленькая и большая.
Есть у вас, у меня.
Ответ: высота.
V. "Почемучка”.
Каждой команде ответить на выбранный вопрос (на карточках).
/Вопросы заранее известны, участники должны ответить так, как ответил бы любой ребенок. Затем вариант ответа можно прослушать/
1 вопрос. Почему треугольники такие разные?
2 вопрос. Почему чисел так много?
Почему стекло назвали "стеклом”?
Почему вода такая разная?
Примерный ответ: ответы детей нашей школы.
1. Оно ведь вначале вообще было песком. Потом попало на завод. Там его сделали жидким и прозрачным. Оно долго текло, текло, текло… и когда все стекло – получилось СТЕКЛО.
2. Она просто хочет быть похожей на Человека, доказать, что и у нее есть характер.
Когда ей надо проявить твердость, она превращается в ЛЕД.
Когда с ней можно поспорить, и она может поддаться в споре, она превращается в СНЕГ.
Когда она не хочет говорить правду, превращается в ТУМАН.
Когда от нее хочешь добиться ответа, она превращается в ДОЖДЬ и льет, льет, льет, а потом незаметно уходит, так и не дав ответа.
Когда она злится, то превращается в пар.
Когда хочет поговорить искренне и доверчиво, оборачивается ручейком и говорит, говорит, говорит…
VI. "Загадки – догадки”.
Учащиеся 4 класса характеризуют прибор.
Догадайся о чем речь? За правильный ответ 20 баллов, если команда дала не правильный ответ, то вторая команда может заработать 10 баллов.
- Он похож на горку, на которой катаются дети.
- Если повернуть по одному, то он похож на торпеду, а если по-другому на ракету.
- Это полуовальчик. Одна его часть красненькая, другая синенькая.
- Сделан он из железа.
- Может притягивать и отталкивать.
Учитель: Этот прибор похож на железную горку, на которой дети катаются, а также на торпеду, ракету – это с какой стороны смотреть.
Ответ: дугообразный магнит.
- Он похож на памятник без головы, без рук, без ног.
- Сзади у этой вещи два колесика, как у часов.
- Похож - на человека. У него есть глазки, ротик, носик. Носик и глазки крутятся, а ротик улыбается.
- Здесь есть лифт, который движется вверх-вниз. И две квартиры – синяя и красная.
Учитель: Похож на человека, у которого есть глазки, носик и ротик. Главная принадлежность его – лифт, который двигается вверх-вниз, при этом носик и глазки крутятся, а ротик улыбается, наверное, потому, что есть квартиры – синяя и красная.
Ответ: ДВС (двигатель внутреннего сгорания).
VII. "Случай из школьной жизни”.
Конкурс для болельщиков. Решение нешкольных задач по физике.
1. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно изучал глубину их погружения, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?
Ответ: и физики, и лирики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо сказать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.
2. Однажды семиклассник Вася, только что изучивший на уроке физики взаимодействие тел, был сбит с ног нечаянно выскочившим из школы третьеклассником Димочкой. С какой целью Вася после этого случая гнался за Димочкой полтора часа?
Ответ: чтобы привести в исполнение закон природы, по которому действие тела на другое не может быть односторонним. Всякое действие рождает противодействие.
3. Бабушка решила прополоскать белье в реке и встала на мостик, построенный Петей. Узнайте, будет ли Петьке больно перед обедом, если масса бабушки равна 72 кг, а мостик выдерживает нагрузку 640 Н?
Ответ: да.
4. Паша залез на дерево. Он решил показать, как хорошо он умеет лазить по деревьям, и взобрался на самую высокую ветку. Масса Паши 60 кг. Максимальный вес, который может выдержать ветка, равен 550 Н. Сможет ли, Паша еще раз залезть на эту ветку?
Ответ: нет.
VIII. Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги, выявляет победителя, исполняется песня "Нагружать все больше нас…”.
Детство от нас не уходит,
Детство всегда вместе с нами,
Те, кто от детства уходят,
С детства стают стариками.
Детство от нас не уходит
Детство живет в нас всегда,
Просто из детства уводит
Жизни сует-суета.
IX. Награждение.
|